Цифровые технологии в нефтегазе – быстро и просто
Компании российского нефтегазового сектора полны решимости и дальше развивать цифровые технологии, но подходы к внедрению стали двойственными. С одной стороны, пандемия коронавируса и вынужденная удаленная работа не оставили сомнений в необходимости такого развития даже у самых традиционных руководителей.
Но с другой, - менеджеры высшего звена хотят точно знать, чем занимались сотрудники, работая из дома, требуя изучить их «цифровые следы» - и только после этого готовы сделать дистанционный или даже гибридный режим новой нормой рабочего процесса. Участники рынка не отказываются от стратегий цифровой трансформации, но в 2020 году готовы запускать только быстроокупаемые и высокомаржинальные проекты, а все остальные пока психологически отодвигают на 2021 год.
Таков один из выводов ежегодного федерального ИТ-форума нефтегазовой отрасли России «SmartOil&Gas2020», который организовала 17-18 сентября 2020 года Информационная Группа ComNews - уже шестой год подряд, но впервые – в онлайн-формате.
Пандемия в большой степени повлияла на доходы компаний нефтяного и газового сектора, так как во всем мире одновременно понизились и цены, и спрос на углеводороды. Это приводит к секвестрованию корпоративных бюджетов нефтегазовых компаний, что затрудняет цифровую трансформацию, так как она требует немалых инвестиций. Поэтому участники рынка оказались на распутье: как сохранить, а то и увеличить темпы этого процесса в условиях сокращения доходов и бюджетов.
«В ближайшие три года в нефтегазовой отрасли в целом и у нас в «Газпром нефти» мы увидим существенное ускорение цифровизации и применения онлайн-инструментов. После первой волны COVID-19 структура тех, кто работает онлайн и офлайн, в нашей компании перевернулась: раньше первых было 25%, а сейчас - 75%. Это повысит продуктивность и сократит затраты», - сказал в начале пленарной сессии форума Smart Oil&Gas 2020 Кирилл Кравченко, член правления, заместитель генерального директора по организационным вопросам ПАО «Газпром нефть».
Директор по цифровым и информационным технологиям ООО «СИБУР» Алиса Мельникова говорит, что видение и цели ее компании в перспективе 3-5 лет не изменились. Однако «СИБУР» разделил все цифровые проекты на те, которые окупаются быстро и небыстро. «Наш приоритет в 2020 году – на быстром возврате инвестиций, - сказала Алиса Мельникова на форуме SmartOil&Gas2020. – В следующем году, надеюсь, мы сможем вернуться к проектам с более длительным сроком окупаемости».
С этим подходом соглашается директор по информационным технологиям ПАО «НОВАТЭК» Алексей Медведев. «Ситуация на рынке, к которой привел COVID-19, заставляет нас менять приоритет, но не стратегию цифровой трансформации», - отмечает он.
Начальник управления информационных технологий ПАО «Сургутнефтегаз»Ринат Гимранов также не видит необходимости в пересмотре стратегий цифровой трансформации, добавляя, что все, пережившие российский кризис 1998 года, уже не боятся новых экономических потрясений. «Где-то подрежем – и дальше поедем», - оптимистичен Ринат Гимранов.
По словам начальника Центра развития ИТО Департамента информационно-технологического обеспечения ПАО «ЛУКОЙЛ» Игоря Захарченко, его компания провела три этапа секвестирования, выбирая самые окупаемые и экономичные проекты. Тем не менее сейчас «ЛУКОЙЛ» реализует 90 цифровых инициатив. При этом принятие стратегии в области цифровизации эта компания отложила на 2021 год.
После всеобщего режимы вынужденной самоизоляции многие компании не спешат возвращать сотрудников в офисы, либо вводят гибридный режим работы, сочетающий дом и офис. Но выявился новый тренд – руководители хотят убедиться в эффективности дистанционной работы.
Алексей Медведев из НОВАТЭК отметил, что в ходе удаленки в компании выявились две группы сотрудников (в частности, айтишников): многие показали высокую производительность и мотивацию, но были и те, кто активно «генерировал цифровой след, фонтанировал имитацией деятельности, инициировал бессмысленные совещания в Skypeили Zoom, отвлекавшие большое количество людей». «Мы сейчас смотрим, каким образом с помощью новых инструментов или за счет корректировки уже внедренных решений отделять зерна от плевел и понимать, кто чем занимается, кто более производителен, а кто менее», - сказал Алексей Медведев.
Ценность анализа цифрового следа сотрудников во время удаленной работы отметила и Алиса Мельникова из «СИБУР», при этом она подчеркнула, что важно научиться измерять эффективность работы сотрудников – а положительных примеров такой деятельности на рынке пока нет.
Игорь Захарченко из «ЛУКОЙЛ» рассказал: «Прошло полтора месяца самоизоляции, мы выходим в офис, и все руководство начинает айтишников просить отчетность по электронному следу: как люди отработали, готовы ли мы к удаленной работе сотрудников. Мы собрали эту информацию, оказалось, например, что кто-то месяцами не открывал электронную почту. Но, как интерпретировать эти результаты? Наказать, разогнать и т.д.?».
Но как бы то ни было, компании отрасли ведут диалог не о том, нужны ли цифровые технологии, а о том, как их применять. Начальник Департамента ИТ, автоматизации и телекоммуникаций ПАО «Газпром нефть» Антон Думин начал свое выступление на SmartOil&Gas 2020 именно с этого: «Форум в онлайн-формате – это респект технологиям, в том числе и отечественным».
За время пандемии многие руководители основного бизнеса стали использовать различные информационные сервисы и осознали, что цифровая трансформация, о которой им твердили на протяжении нескольких лет, является предметом близким и осязаемым. Ринат Гимранов из «Сургутнефтегаза» отметил: «Новая тенденция – упрощение взгляда на цифровизацию: если раньше к ней приглядывались как к чему-то неведомому (цифровые двойники, цифровой след, виртуальная реальность и проч.), то теперь она ассоциируется со Skype, Zoom, Teams. И все менеджеры стали говорить, что цифровизация – это просто». Это, конечно, упрощенный взгляд, но он позволяет вовлекать в цифровые проекты даже тех, кто противился внедрению новых технологий вплоть до недавнего времени.
Красной нитью через два дня форума SmartOil&Gas 2020 прошла мысль о том, что для компаний недостаточно внедрить технологии и запустить информационные системы –нужно, чтобы их использовали в бизнес-процессах, чтобы менеджеры бизнес-подразделений и конечные исполнители ими владели. В частности, эту мысль лаконично сформулировал руководитель центра стратегии и развития производства ООО «Газпромнефть-Нефтесервис» Владимир Чижиков: «Формула пользователя цифровых продуктов – «Я хочу, знаю, умею и применяю». И ни один из четырех пунктов не должен выпадать». Также представители нефтегазовых компаний буквально в один голос подчеркивали, что за последние несколько лет в них было внедрено так много цифровых систем и технологий, что нужно не гнаться за запуском новых, а добиться повсеместного и эффективного применения того, что уже имеется.
Седьмой Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России Smart Oil & Gas состоится в сентябре 2021 года – о дате будет объявлено чуть позднее, при этом организаторы намерены провести его в офлайн формате.